Мобильная версия сайта
 


Шинирование

    Шинирование
 — обездвижение (иммобилизация) поврежденных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений — шин
. Все применяемые в настоящее время шины можно разделить на следующие группы: по назначению — транспортные и лечебные; по принципу действия — фиксационные и дистракционные; по условиям изготовления — стандартные (табельные), нестандартные, импровизированные; по шинированию отдельных сегментов конечностей и туловища — шины для верхней и нижней конечностей, позвоночника и таза, головы и шеи, грудной клетки и ребер. Шины, применяемые для транспортной иммобилизации, называют транспортными, для лечебной лечебными. Фиксационные шины обеспечивают иммобилизацию поврежденных участков только путем внешней фиксации близлежащих суставов. Дистракционные шины обеспечивают иммобилизацию за счет фиксации и вытяжения (дистракции). При этом осуществляется не только иммобилизация, но и репозиция костных фрагментов в растянутом положении. Шины, выпускаемые промышленностью, называются стандартными или табельными. Эти шины поставляются для оснащения медицинских учреждений, машин скорой помощи. К стандартным относятся шины лестничные, пластмассовые, фанерные, шины Дитерихса, шины пневматические и вакуумные. Шины, разработанные и применяемые в отдельных медицинских учреждениях, но не выпускаемые промышленностью и не входящие в набор стандартных шин, называются нестандартными. Шины, изготовляемые из различных подручных средств, называются импровизированными, или примитивными. Материалом для импровизированных шин могут служить деревянные рейки, бруски, палки, толстый или многослойный картон, пучки хвороста и др.

    Шинирование показано при переломах костей, повреждении суставов, ранении крупных сосудов и нервов, обширных повреждениях мягких тканей, ожогах, острых воспалительных процессах на конечностях. Принципы шинирования заключаются в обездвижении поврежденного сегмента конечности с обязательным выключением движений в 2—3 суставах, прилегающих к области повреждения, и придания конечности среднего физиологического положения. Физиологическим для верхней конечности является положение приведения плеча к туловищу и сгибания предплечья под углом 90°. Физиологическим для нижней конечности является положение небольшого сгибания бедра (5—7°) в тазобедренном суставе и голени в коленном суставе. Ш. позвоночника и таза осуществляется путем фиксации туловища и конечностей к жесткой поверхности (носилки, щит и др.). При повреждении костей таза в подколенную область пострадавшего подкладывают валик, что способствует расслаблению мышц и предотвращает вторичное смещение костных фрагментов. Ш. при повреждениях голени и шеи осуществляется путем обездвижения шейного отдела позвоночника, при повреждениях грудной клетки и ребер — путем фиксации к грудной клетке специальных пластмассовых пластин. Шины фиксируют к поврежденным конечностям или туловищу, не снимая одежды, специальными застежками или бинтованием.

    Особое место занимает Ш. при лечении повреждений периферических нервов, при этом конечности придают специальное положение: разгибание кисти и пальцев — при повреждении лучевого нерва, сгибание основных и разгибание средних и ногтевых фаланг пальцев кисти — при повреждении локтевого нерва, сгибание пальцев и оппозиция I пальца кисти — при повреждении срединного нерва, отведение плеча от туловища — при повреждении подкрыльцового нерва, сгибание бедра — при повреждении бедренного нерва, среднее физиологическое положение нижней конечности — при повреждениях седалищного нерва.

    Одними из частых осложнений при шинировании являются пролежни или сдавления мягких тканей, нервов и сосудов в местах костных выступов. Профилактика этих осложнений заключается в предварительной защите костных выступов ватно-марлевыми прокладками.

    Из стандартных транспортных шин (рис. 1) наибольшее значение имеют лестничная, пластмассовые, пневматические и вакуумные шины. Лестничная шина (модифицированная шина Крамера) представляет собой конструкцию в виде замкнутых прямоугольников из металлической проволоки. Шина легко моделируется, обладает высокой пластичностью, легко дезинфицируется. Транспортные пластмассовые шины — пластмассовые полосы, армированные алюминиевой проволокой. По своим характеристикам эти шины близки к лестничным.

    Медицинская пневматическая шина состоит из двух слоев полимерной пленки, снабженной застежкой «молнией» и клапаном для нагнетания воздуха. Нагнетание воздуха между листками полимерной пленки создает хорошую иммобилизацию поврежденной конечности. Имеются различные виды пневматических шин для верхней и нижней конечностей.

    Медицинская вакуумная шина состоит из двух слоев резиново-тканевой оболочки, внутри которой находятся мелкие пластмассовые гранулы. При откачивании с помощью специального насоса воздуха из полости резиново-тканевой оболочки шина приобретает необходимую жесткость и обеспечивает хорошую иммобилизацию.

    Среди лечебных шин широкое распространение получили шины, предназначенные для скелетного вытяжения (рис. 2) при переломах бедра и голени, отводящая шина для верхней конечности, предназначенная для скелетного вытяжения при переломах костей верхней конечности: шина для вытяжения при переломах костей стопы, шины из поливика, изготовляемые индивидуально; отводящая шина для лечения врожденного вывиха бедра; головодержатель из вспененного полиэтилена, предназначенный для иммобилизации головы и шеи; пластмассовая шина для лечения повреждений пальцев кисти и ряд других.




Сокращения:  Ш.   -   Шинирование

Внимание!    Статья 'Шинирование' приведена исключительно в ознакомительных целях и не должна применяться для самолечения