- Шинирование
- — обездвижение (иммобилизация) поврежденных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений — шин
Шинирование показано при переломах костей, повреждении суставов, ранении крупных сосудов и нервов, обширных повреждениях мягких тканей, ожогах, острых воспалительных процессах на конечностях. Принципы шинирования заключаются в обездвижении поврежденного сегмента конечности с обязательным выключением движений в 2—3 суставах, прилегающих к области повреждения, и придания конечности среднего физиологического положения. Физиологическим для верхней конечности является положение приведения плеча к туловищу и сгибания предплечья под углом 90°. Физиологическим для нижней конечности является положение небольшого сгибания бедра (5—7°) в тазобедренном суставе и голени в коленном суставе. Ш. позвоночника и таза осуществляется путем фиксации туловища и конечностей к жесткой поверхности (носилки, щит и др.). При повреждении костей таза в подколенную область пострадавшего подкладывают валик, что способствует расслаблению мышц и предотвращает вторичное смещение костных фрагментов. Ш. при повреждениях голени и шеи осуществляется путем обездвижения шейного отдела позвоночника, при повреждениях грудной клетки и ребер — путем фиксации к грудной клетке специальных пластмассовых пластин. Шины фиксируют к поврежденным конечностям или туловищу, не снимая одежды, специальными застежками или бинтованием.
Особое место занимает Ш. при лечении повреждений периферических нервов, при этом конечности придают специальное положение: разгибание кисти и пальцев — при повреждении лучевого нерва, сгибание основных и разгибание средних и ногтевых фаланг пальцев кисти — при повреждении локтевого нерва, сгибание пальцев и оппозиция I пальца кисти — при повреждении срединного нерва, отведение плеча от туловища — при повреждении подкрыльцового нерва, сгибание бедра — при повреждении бедренного нерва, среднее физиологическое положение нижней конечности — при повреждениях седалищного нерва.
Одними из частых осложнений при шинировании являются пролежни или сдавления мягких тканей, нервов и сосудов в местах костных выступов. Профилактика этих осложнений заключается в предварительной защите костных выступов ватно-марлевыми прокладками.
Из стандартных транспортных шин (рис. 1) наибольшее значение имеют лестничная, пластмассовые, пневматические и вакуумные шины. Лестничная шина (модифицированная шина Крамера) представляет собой конструкцию в виде замкнутых прямоугольников из металлической проволоки. Шина легко моделируется, обладает высокой пластичностью, легко дезинфицируется. Транспортные пластмассовые шины — пластмассовые полосы, армированные алюминиевой проволокой. По своим характеристикам эти шины близки к лестничным.
Медицинская пневматическая шина состоит из двух слоев полимерной пленки, снабженной застежкой «молнией» и клапаном для нагнетания воздуха. Нагнетание воздуха между листками полимерной пленки создает хорошую иммобилизацию поврежденной конечности. Имеются различные виды пневматических шин для верхней и нижней конечностей.
Медицинская вакуумная шина состоит из двух слоев резиново-тканевой оболочки, внутри которой находятся мелкие пластмассовые гранулы. При откачивании с помощью специального насоса воздуха из полости резиново-тканевой оболочки шина приобретает необходимую жесткость и обеспечивает хорошую иммобилизацию.
Среди лечебных шин широкое распространение получили шины, предназначенные для скелетного вытяжения (рис. 2) при переломах бедра и голени, отводящая шина для верхней конечности, предназначенная для скелетного вытяжения при переломах костей верхней конечности: шина для вытяжения при переломах костей стопы, шины из поливика, изготовляемые индивидуально; отводящая шина для лечения врожденного вывиха бедра; головодержатель из вспененного полиэтилена, предназначенный для иммобилизации головы и шеи; пластмассовая шина для лечения повреждений пальцев кисти и ряд других.