Мобильная версия сайта
 


Глухонемота

    Глухонемота
 — врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и обусловленное ею отсутствие речи
.

    Развитие речи в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей. Если ребенок рождается глухим или теряет слух в возрасте до 1 года, то он лишается возможности овладеть речью без специальных приемов обучения. Нередко и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2—3 лет) речь, уже развившаяся в той или иной степени, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если не принять специальных мер для ее сохранения и развития.

    Причиной Г. могут быть любые пороки развития органа слуха и перенесенные в раннем детстве заболевания, приводящие к глухоте. Каких-либо патологических изменений в речевом аппарате у глухонемых обычно не наблюдается. Распознавание Г. сводится к определению связи между отсутствием речи и нарушением слуха. У взрослых и детей старшего возраста это не представляет трудности. Диагноз Г. у маленьких детей затруднен. Отсутствие слуха у детей грудного и младшего дошкольного возраста часто остается незамеченным, а поводом к обращению за помощью является обычно задержка в развитии речи либо распад речи, уже начавшей формироваться. В этих случаях отдифференцировать Г. от речевых нарушений при нормальном слухе (см. Афазия) нередко сложно.

    Поскольку Г. является, как правило, результатом врожденного недоразвития органа слуха или патологических процессов приведших к гибели его нервных элементов, прогноз в отношении восстановления слуха следует считать неблагоприятным.

    Профилактика Г. включается в предупреждении и устранении причин, вызывающих врожденную глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте, а также в преодолении ее последствий путем специального воспитания и обучения детей, лишенных слуха. Существующий в СССР закон о всеобщем обязательном обучении распространяется и на глухонемых. Все глухонемые дети, начиная с ясельного возраста, посещают специальные учреждения (ясли, детские сады, школы), где они овладевают речью, в т.ч. и устной ее формой (см. Сурдопедагогика), получают общеобразовательную и профессионально-трудовую подготовку. При обучении глухонемых словесной речи используются зрительное восприятие устной речи (чтение с губ) и пальцевая азбука — дактилология, в качестве вспомогательных средств — тактильно-вибрационные ощущения и имеющиеся у многих глухонемых остатки слуха. Глухонемые пользуются в СССР всеми гражданскими правами. Большую работу по их профессиональному обучению, трудоустройству и культурно-бытовому обслуживанию ведут общества глухонемых.

 

    Библиогр.: Бельтюков В.И. Чтение с губ. М., 1970, библиогр; Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, М., 1971, библиогр.; Метт А.И. и Никитина Н.А. Зрительное восприятие устной речи, М., 1974; Pay Ф.Ф. Устная речь глухих, М., 1973, библиогр.


Сокращения:  Г.   -   Глухонемота

Внимание!    Статья 'Глухонемота' приведена исключительно в ознакомительных целях и не должна применяться для самолечения