- Баротравма
- (греч. baros тяжесть + trauma повреждение) — повреждения органов, содержащих воздух или газы (барабанной полости, легких, придаточных пазух носа), вызываемые резкими изменениями (перепадами) атмосферного давления
Баротравма легких — повреждение легочной ткани вследствие увеличения внутрилегочного давления при быстром падении внешнего давления (у кессонщиков — от повышенного к нормальному, у летчиков — от нормального к пониженному) У пострадавших отмечаются общая слабость, боли в груди, кашель с кровавой пенистой мокротой, подкожная эмфизема в области шеи и груди, тахикардия, цианоз видимых слизистых оболочек и кожи, поверхностное частое дыхание, влажные хрипы. Наиболее грозными симптомами, свидетельствующими о воздушной эмболии сосудов головного мозга, являются потеря сознания, судороги, парезы и параличи, нарушения зрения. В целях предотвращения возможной воздушной эмболии сосудов головного мозга и венечных артерий сердца пострадавшего укладывают лицом вниз, слегка поворачивают на левый бок и приподнимают ножной конец кровати. Внутривенно вводят раствор хлорида кальция, назначают викасол, сердечные средства. В возможно более ранние сроки необходима лечебная рекомпрессия, широко применяемая при декомпрессионной болезни.
Баротравма в судебно-медицинском отношении. Смерть от баротравмы наступает редко, представляя собой, как правило, несчастный случай. В задачи судебно-медицинской экспертизы при баротравме входят: установление причины смерти (а у оставшихся в живых — характера и степени тяжести телесных повреждений); выявление фактора, вызвавшего расстройство здоровья или смерть (повышенного или пониженного атмосферного давления), условий и механизма действия этого фактора; выяснение состояния организма пострадавшего перед наступлением смерти (наличие или отсутствие заболеваний, алкоголя в организме, роль этих факторов в наступлении смерти). Основой для судебно-медицинской диагностики смерти от баротравмы являются возникающие в ее процессе характерные изменения в органах и тканях. Исключаются другие причины смерти и обязательно учитываются обстоятельства происшествия и результаты технической экспертизы.
Библиогр.: Авиационная медицина, под ред. Н.М. Рудного и др., с. 43, М., 1986.