Мобильная версия сайта
 


Аудиометрия

    Аудиометрия
(лат. audire слышать + греч. metreō мерить, измерять) — измерение и оценка различных показателей слуха человека
. Наиболее важным показателем является острота слуха — минимальная интенсивность звука, которую способно воспринимать человеческое ухо; ее принято обозначать термином «порог слышимости».

    Современную аудиометрию проводят с помощью электронно-ламповых или транзисторных приборов — аудиометров. Для массовых амбулаторных обследований используют портативный переносной аудиометр с неполным диапазоном частот. На специальном бланке отмечается потеря слуха у обследуемого на каждой из переданных частот. В результате получают аудиограмму — аудиометрические кривые, отражающие воздушное (через наружный слуховой проход) и костное (непосредственно через плотные ткани черепа) проведение звуков. При нейросенсорной тугоухости, обусловленной поражением звуковоспринимающих образований внутреннего уха, эти аудиометрические кривые располагаются без интервала параллельно друг другу и имеют, как правило, нисходящую конфигурацию (рис., а). Если же в основе тугоухости лежит нарушение подвижности звукопроводящих структур среднего уха (например, при отосклерозе или среднем отите), аудиометрические кривые параллельны или почти параллельны друг другу, но всегда есть интервал между ними и отсутствует заметное снижение в области высоких частот (рис., б).

    Наряду с определением остроты слуха в клинических аудиометрах предусмотрены специальные устройства для оценки способности человека различать громкость звукового сигнала (надпороговая аудиометрия ). Нарушение этой способности свидетельствует о патологии в чувствительных волосковых клетках спирального (кортиева) органа и является важным дополнительным методом аудиологической диагностики. Еще большее значение имеет речевая аудиометрия , при которой больному предъявляют ряд специально отобранных слов, и он должен правильно повторить их. По результатам речевой аудиометрии судят о способности различать и понимать речь.

    Особое внимание уделяется исследованию слуха у детей раннего возраста, когда невозможно использовать обычную аудиометрию . В таких случаях применяют так называемую объективную аудиометрию , основанную на различных рефлекторных реакциях (например, сосательные движения, поворот головы или глаз в сторону источника звука и т.п.). Однако эти реакции быстро угасают, поэтому такая аудиометрия может использоваться лишь для массового ориентировочного обследования. У детей старше 2 лет возможна игровая аудиометрия , основанная на наблюдении за поведением ребенка в процессе участия его в игре с озвученными игрушками.

    Более детальное объективное исследование слуха основано на регистрации электрических слуховых вызванных потенциалов с использованием сложной аппаратуры, оснащенной вычислительной техникой. Для широкой практики доступнее метод регистрации внутриушного акустического рефлекса с помощью импеданс-метра.

 

    Библиогр.: Тугоухость, под ред. Н, А.  Преображенского, с. 9, М., 1978; Хечинашвили С.Н. Вопросы аудиологии, Тбилиси, 1978; Шидловская Т.В. Клинико-аудиологические взаимосвязи при заболеваниях периферического отдела звукового анализатора, Киев, 1985.




Сокращения:  А.   -   Аудиометрия

Внимание!    Статья 'Аудиометрия' приведена исключительно в ознакомительных целях и не должна применяться для самолечения