Мобильная версия сайта
 


Народная медицина

    Народная медицина —
совокупность передаваемых народом из поколения в поколение (в устной и письменной форме) эмпирических знаний и практических методов, применяемых для распознавания, лечения и предотвращения болезней
.

    Возникнув в первобытном обществе в качестве начального этапа развития медицины, народная медицина сохраняется как область традиционно-бытовой культуры в различных этнографических группах, главным образом в условиях низкого уровня обеспечения современной высококвалифицированной врачебной помощи; многие средства и методы народной медицины широко используются современной научной медициной. В литературе широко используется термин «традиционная медицина», часто в том же значении, что и медицина народная . Однако традиционную медицину более целесообразно рассматривать как явление, возникшее позже народной медицины, в связи с формированием отдельных центров цивилизации и характерных для этих центров религиозно-философских учений.

    Процесс выработки, накопления и передачи информации о том, что вредит здоровью человека и что его сохраняет, о мерах самопомощи и взаимопомощи при болезнях и травмах продолжается миллионы лет. Зарождение разумной медико-гигиенической деятельности, предполагающей превращение взаимопомощи при болезнях и травмах в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности коллектива, относится к концу древнекаменного века (около 40 000 лет назад — относительно высокая ступень первобытного общества). Случайно открытые средства или приемы устранения боли, остановки кровотечения, облегчения состояния путем вызывания рвоты и т.п. закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину. В ее арсенал вошли лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения; природные факторы (вода, воздух, солнце, минеральные воды, лечебные грязи), некоторые хирургические приемы (извлечение инородных тел, кровопускание).

    Земледельцы, скотоводы, охотники ввели в употребление лен и мох для перевязок, рыбий жир, лук и ягоды против цинги, бобровую струю, панты как тонизирующие средства. Целебным средством при многих болезнях издревле считался пчелиный мед. При лихорадках применяли полынь и кору хинного дерева, для лечения гнойных ран — подорожник, сырой и вареный лук, березовый сок и деготь. Опыт, приобретенный при винокурении, вымачивании луба, окраске шерсти, белении ткани, дублении кожи, явился источником применения в народной медицине дубителей в качестве вяжущего средства. В народной фармакопее появились чернильные орешки, кора ивы, осины, дуба, используемые для лечения мокнущих ран, язв, расстройств желудка и т.д.

    Средствами медицины народной лечилось подавляющее большинство населения Древней Руси. Из древнерусских обычаев, имеющих отношение к народной медицины , наибольшей популярностью пользовался обычай собирать лекарственные травы и цветы в ночь накануне летнего народного праздника — Дня Ивана Купалы, связанный с сохранившейся поныне верой в высокую целебную силу трав, собранных именно в эту ночь. Собирание трав сопровождалось обрядами купания в реке, прыгания через костер и хороводами. Очистительное купание и прыганье через костры, по верованиям славян, предохраняло от заболеваний. На Руси широко применялись потогонные средства при простуде: мёд, отвар или чай из ягод и листьев малины, травы чабреца, душицы, липового цвета, цветов ромашки, листьев мать-и-мачехи. В дополнение к потогонным средствам использовали сложные лекарственные составы, включающие опий (против кашля), отвары солодкового и алтейного корня или девясила (отхаркивающие), горной мяты, плодов боярышника и др. Грудь растирали горчицей или хреном, ставили горчичники, банки. При желудочно-кишечных расстройствах использовали траву зверобоя, корень девясила. Большая роль отводилась диете. При некоторых заболеваниях рекомендовалось голодание в течение нескольких дней. От боли в животе употребляли опий, белену. При плохом аппетите использовали настойку полыни, при упадке сил — настойку чилибухи, при глистах — отвар полыни, мужского папоротника, серу в виде порошка и др. Водянку лечили отварами можжевельника, зверобоя, медвежьего ушка, полевого хвоща.

    Наряду с ведовством (ведуны и зелейники — представители эмпирической народной медицины — применяли народные лекарственные средства и приемы лечения) в народной медицине . Древней Руси было и второе направление — волхование (чародейство, шаманство), основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в силу заклинаний, заговоров и амулетов. Волхвами и чародеями древние славяне называли лиц, обладавших, по мнению народа, способностью предсказывать будущее, лечить и насылать болезни и другие бедствия на людей. Из лечебных средств, применявшихся волхвами, известны «наузы» (амулеты) — чудодейственные навязи, привески, которые обычно носили на шее для предохранения от болезней. Они содержали заговоры, травы, коренья и иные снадобья, якобы имеющие целебную силу по отношению к той или иной болезни.

    С принятием христианства началась и на протяжении веков велась упорная, но мало эффективная борьба духовенства и светских властей с волхвами, продолжавшими заниматься лечением болезней, несмотря на запрещения и угрозы. В 16—17 вв. на смену волхвам пришли колдуны, ведьмы и шаманы. Позднее возникло знахарство, которое сохраняется до наших дней. Его сутью являются различные магические действия — нашептывания, заговоры, опрыскивания наговорной водой, окуривания, ограждение амулетами, нередко сопровождающие введение в больной организм настоек и порошков из трав и животных продуктов, а также применение «симпатических средств» воздействия части на целое, подобного на подобное, передачи «влияния жизненных сил одного человека другому» и т.д.

    Эмпирическому направлению народной медицины на Руси следовали народные лекари (лечцы, знатьцы). Среди них выделялись рудометы, или кровопуски, повивальные бабки, костоправы, очные, кильные, чепучинные, камчужные мастера и др. Знания народной медицины со временем стали записываться и распространяться в виде специальных книг — травников, зелейников, лечебников, вертоградов.

    Развитие научной медицины сопровождалось изучением народного опыта. В России средства и методы медицины народной изучались со второй половины 18 в. Петербургской академией наук, университетами и научными обществами с целью составления лекарственных ботанических словарей, коллекционирования лекарственных растений, употребляемых народом, и обеспечения страны лекарственным сырьем. Отечественные врачи широко использовали во врачебной практике народные средства. Так, в лаборатории С.П. Боткина была изучена применявшаяся в народной медицине трава горицвета и введена в медицинскую практику в качестве сердечного средства.

    Одним из самых древних целебных средств в народной медицине является кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока (реже коровьего и верблюжьего). Народные лекари применяли его для лечения чахотки, цинги, малокровия, болезней желудка, в качестве мочегонного, потогонного и общеукрепляющего средства. Сообщения о целебных свойствах кумыса были сделаны П.С. Палласом (1770), П.И. Скворцовым (1841), В.И. Далем (1841), Н.В. Постников в 1858 г. организовал вблизи Самары первую кумысолечебницу для больных туберкулезом, положив начало организованному кумысолечению в России. Современными исследованиями установлено, что биологическая и лечебная ценность кумыса определяются содержанием в нем почти всех полноценных белков, легко усвояемых жиров, высоким содержанием углеводов, наличием комплекса витаминов группы В, молочной кислоты, витамина С, солей кальция, микроэлементов и др.

    На протяжении всей истории человечества народная медицина накапливала ценнейший опыт лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата посредством тепловых процедур, минеральных и грязевых ванн, массажа и гимнастики. Сталкиваясь с открытыми и закрытыми переломами костей, вывихами суставов, народные лекари-костоправы выработали ряд методов их лечения. Отечественный врач Е.О. Мухин обобщил опыт народной медицины по лечению переломов и вывихов в первом русском руководстве по травматологии, вышедшем под названием «Первые начала костоправной науки» (1806).

    Большую практическую ценность представляют знания и навыки народа, составляющие гигиеническую культуру и касающиеся личной гигиены, питания, приемов обработки и хранения пищи, особенностей строения жилищ, распорядка жизни, режима труда и отдыха; их можно назвать народной гигиеной. Изучение обычаев, навыков и традиций народа, позволяющих продуктивно работать, сохранять здоровье в жару и на морозе, в пустыне, тайге, тундре, море дает много ценного для обоснования режима труда, питания или питьевого режима в тяжелых климатических условиях.

    Огромное значение для поддержания и укрепления здоровья имело у многих народов мира пользование паровой баней. Русская баня, основанная на применении горячего водяного пара и воды и использовавшаяся как в гигиенических целях, так и для отправления культовых обрядов, произошла от древнегреческой паровой бани и распространилась у восточных славян в период 1—3 вв. н.э. Иностранцы с удивлением отмечали русский обычай часто и подолгу париться в бане. Проведенные в конце 19 в. в клиниках Военно-медицинской академии при участии С.П. Боткина и В.А. Манассеина исследования показали, что значение бани выходит далеко за пределы поддержания чистоты тела, поскольку физиологическая «встряска», вызванная попеременным применением то горячей воды, то пара, то холодной воды и даже снега, а также своеобразным массажем с помощью веника, воздействует на обмен веществ и изменяет ряд объективных показателей деятельности организма (см. Бани).

    Во многих случаях правильны и целесообразны обычаи народа, относящиеся к поведению беременной, уходу за ней. М.В. Ломоносов рекомендовал при составлении наставления «О повивальном искусстве» присовокуплять «добрые приемы российских повивальных искусных бабок». Русский акушер А.П. Губарев высоко ставил народную медицину , указывая, что деревенские повивальные бабки часто оказывали существенную помощь роженицам, используя передающийся из поколения в поколение опыт, основанный на здравом смысле, соблюдении чистоты и уверенности в силах природы

    В странах с ограниченными ресурсами и недостаточно развитыми системами здравоохранения, где проживает две трети населения мира, народная медицина пользуется официальным признанием. Но и в тех районах мира, где население обеспечено современной медицинской помощью. народная медицина находит определенное применение.

    В 1976 г. в штаб-квартире ВОЗ была организована рабочая группа народной медицины , в задачи которой входила координация всей деятельности в данной области. Было предложено поощрять проведение многопрофильных исследований в области народной медицины с упором на лабораторные и клинические исследования эффективных лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. На состоявшейся в 1977 г. XXX сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция, призывающая правительства стран придавать «должное значение использованию существующих в этих странах систем народной медицины при соблюдении правил, соответствующих установкам национальных систем здравоохранения».

    Народная медицина не свободна от суеверий и предрассудков, в ряде случаев в ней используются вредные для здоровья средства, приемы, которые должны быть изучены с тем, чтобы успешнее бороться со знахарством и вести гигиеническое воспитание населения.

    В нашей стране занятие врачебной практикой как профессией лицами, не имеющими надлежащего удостоверенного медицинского образования, рассматривается как уголовно наказуемое деяние.

    Обязательным условием использования средств народной медицины в практике здравоохранения является их тщательная проверка (фармакологическая, токсикологическая, клинико-экспериментальная и др.). Советская медицинская наука берет из арсенала народной медицины все ценное, рациональное с учетом современных научных критериев, отбрасывая ошибочное, а также религиозно-мистические наслоения и заблуждения, т.е. все то, что может принести вред здоровью человека.

    Изучение растительных лечебных средств из арсенала народной медицины проводится во Всесоюзном научно-исследовательском институте лекарственных растений и его филиалах, в Институте биологии моря Дальневосточного научного центра АН СССР, Сибирском филиале Института фармакологии АМН СССР, Отделе индо-тибетской медицины Бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР, Центральном республиканском ботаническом саду АН Украины, лаборатории лекарственных растений Тбилисского ботанического сада, научно-исследовательском отделе Музея истории грузинской медицины и медицинской этнографии в Тбилиси и др. Изучением этнических аспектов народной медицины занимается Институт этнографии им. Н.И. Миклухо-Маклая.

 

    Библиогр. Минько Л.И. Народная медицина и вред знахарства, Минск, 1962: Народная медицина, пути содействия и развития. Доклад Совещания ВОЗ, М., 1980; Очерки по истории медицины Казахстана, под ред. Т.Ш. Шарманова и Б.А. Атчабарова, Алма-Ата, 1978.


Сокращения:  Н. м.   -   Народная медицина

Внимание!    Статья 'Народная медицина' приведена исключительно в ознакомительных целях и не должна применяться для самолечения